http://www.copah.info/system/files/upload/2012-11-09/vzyatki2.jpg

Как известно, задача борьбы с коррупцией стоит перед всеми правоохранительными и государственными органами. Противодействие коррупции получило статус общегосударственной политики, оно носит системный и комплексный характер.
Действующая правовая система и законодательство дают достаточно возможностей и рычагов борьбы с коррупцией.
Наиболее подвергнута коррупционным проявлениям сфера расходования бюджетных средств, управление государственной собственностью, государственные закупки и другие области государственного управления.
Органы прокуратуры уделяют борьбе с коррупцией особое внимание.
Каждая наша проверка осуществляется в призме этого законодательства. За 2013 год нами проведено 106 проверок, выявлено 522 нарушения законности, внесено 43 представления, 65 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в том числе 27 – руководящего звена.
К дисциплинарной ответственности привлечены руководитель территориальной инспекции лесного и охотничьего хозяйства Акмолинской области, заместитель начальника Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Акмолинской области (далее – ДГСЭН), заместитель начальника Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Акмолинской области, заместитель акима г.Кокшетау, руководители отделов образования 4-х районов, отделов ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог 3-х районов, директора центров занятости 3-х районов, руководители отдела строительства 2-х районов, и другие должностные лица государственных органов.
По постановлению прокуратуры области к административной ответственности по ст.537 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях за непринятие мер в отношении подчиненных лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений, привлечен и.о. акима Шортандинского района Атабаев М.А.
Проведенными прокурорскими проверками установлены различные нарушения законности в деятельности государственных органов. К наиболее распространенным относятся: неоднократные нарушения должностных обязанностей при решении входящих в компетенцию вопросов, оказание неправомерного предпочтения физическим и юридическим лицам при принятии решений, оказание явного воспрепятствования в реализации прав физическим и юридическим лицам.
Основная доля нарушений в указанной сфере приходится на незаконные действия должностных лиц в сфере государственных закупок, строительства и земельных отношений.
Одновременно нами принимаются меры по взысканию ущерба, причиненного государству при расходовании бюджетных средств. В этой сфере по нашим актам возмещено в доход государства порядка 40 млн. тенге.
Особое внимание уделяется пресечению неправомерного расходования бюджетных средств.
За нарушения антикоррупционного законодательства при осуществлении процедур государственных закупок и расходования бюджетных средств к дисциплинарной ответственности привлечено 22 должностных лица государственных органов.
Прокуратурой области проведена проверка законности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы "Дорожная карта бизнеса-2020", в Управлении энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Акмолинской области.
В ходе проверки выявлены факты использования целевых трансфертов не по целевому назначению, оплаты работ и услуг по незавершенному объекту строительства.
По результатам проверки по представлению прокуратуры области заместитель начальника Управления энергетики и ЖКХ Хамзин Т.Г. и главный специалист Закрин А.Ш. привлечены к дисциплинарной ответственности по пп.10 п.1 ст.12 Закона Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией" (далее – Закон) в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, незаконно расходованные бюджетные средства в сумме 4 млн.843 тыс. тенге возвращены государству в полном объеме.
Прокуратурой Бурабайского района проведена проверка применения законодательства о государственных закупках в деятельности отдела ЖКХ, Бурабайского района, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения при проведении государственных закупок по строительству котельной в пос.Бурабай, реконструкции путепровода в г.Щучинске и среднего ремонта автодороги Щучинск-Николаевка.
По акту прокурорского реагирования председатель конкурсной комиссии – руководитель отдела ЖКХ, ПТ и АД Тохтаров А.Е. уволен с занимаемой должности по пп.4 п.1 ст.12 Закона.
Прокуратурой области проведена плановая проверка в деятельности Управления предпринимательства и промышленности Акмолинской области, в ходе которой выявлены нарушения антикоррупционного законодательства при осуществлении процедур государственных закупок в рамках реализации Программ "Занятость-2020" "Дорожная карта бизнеса-2020". Конкурсной комиссией необоснованно признаны победившими заявки потенциальных поставщиков, не соответствующих квалификационным требованиям.
Выявлены и факты незаконного отклонения конкурсных заявок потенциальных поставщиков.
По представлению прокуратуры области члены конкурсной комиссии – начальники 3-х отделов Алдабергенов А.А., Бейсембаев Ж.Ж., Рахмедьянова Г.Б., а также главный специалист административного отдела Доскиева Л.Г. привлечены к дисциплинарной ответственности по пп.10 п.1 ст.12 Закона, в виде предупреждения о неполном служебном соответствии каждый.
Прокуратурой Аршалынского района выявлены неоднократные нарушения при принятии решений в сфере строительства и государственных закупок начальником отдела строительства района Серикбай К.С. В частности, к участию в конкурсах по государственным закупкам допускались и признавались победителями поставщики, не соответствующие квалификационным требованиям. В результате указанными поставщиками нарушались сроки выполнения работ и другие условия договоров.
Серикбай К.С. предупрежден о неполном служебном соответствии.
Этой же прокуратурой проведена проверка в деятельности отдела образования Аршалынского района при осуществлении государственных закупок работ по строительству детского сада в с.Ижевское. В ходе проверки выявлены факты необоснованного отклонения конкурсных заявок потенциальных поставщиков, нарушения при определении условных скидок к заявкам поставщиков, повлиявшие на итоги конкурса.
По результатам проверки результаты конкурса отменены, и.о. руководителя отдела образования Баймулдину М.Б. и 2-м сотрудникам отдела образования объявлено о неполном служебном соответствии.
Незаконные действия должностных лиц при проведении процедуры государственных закупок были выявлены прокурорами Астраханского и Бурабайского районов.
В результате начальник отдела образования Астраханского района Жайлганова С.С. и начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Астраханского района Мухаметжанов С.Г привлечены к дисциплинарной ответственности за оказание явного воспрепятствования в реализации прав и законных интересов потенциальных поставщиков в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Прокуратурой Сандыктауского района проведена проверка применения законодательства о государственных закупках при приобретении услуг по отоплению.
Установлено, что районным отделом образования в лице начальника отдела Кадыровой Г.Е. на протяжении 4-х лет заключались договоры с ГКП на ПХВ "Жылу Су" на приобретение услуг по отоплению без применения норм Закона РК "О государственных закупках". По представлению прокурора района начальник отдела образования Сандыктауского района Кадырова Г.Е. привлечена к дисциплинарной ответственности.
Специализированной природоохранной прокуратурой Акмолинской области возбуждено дисциплинарное производство в отношении членов конкурсной комиссии Акмолинской областной территориальной инспекции лесного и охотничьего хозяйства, совершивших нарушение антикоррупционного законодательства при проведении конкурса по закреплению охотничьих угодий на территории охотничьего хозяйства "Кузган" Аккольского района.
Конкурсная комиссия признала победителем ИП "Аяпова Бахыт Маратовна" (далее – ИП Аяпова Б.М.) и определила срок закрепления охотничьего хозяйства на 20 лет.
При этом комиссия неправомерно отклонила заявки конкурентов -ТОО "Новорыбинский и К" и АО "ГМК Казахалтын", что подтверждается решением специализированного межрайонного экономического суда Акмолинской области по иску природоохранного прокурора о признании итогов конкурса недействительным, которое вступило в законную силу.
По постановлению прокурора все члены конкурсной комиссии – руководитель территориальной инспекции лесного и охотничьего хозяйства Рахимбеков Ж.Ж., и.о. заместителя руководителя Инспекции Шакимова Д.М., сотрудник Управления природных ресурсов акимата области Биржекеев К. привлечены к дисциплинарной ответственности коррупционного характера в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Кроме того, в настоящее время нами вновь выявлен факт совершения коррупционного правонарушения начальником территориальной инспекции Рахимбековым Ж.Ж., который при проведении конкурса по закреплению охотничьих угодий в Ерейментауском районе принял незаконное решение о признании победителем свою супругу ИП Шошанову А.
Было возбуждено дисциплинарное производство и 6 января 2014 года состоялся Дисциплинарный совет, в ходе которого было принято решение рекомендовать Рахимбекова Ж.Ж к увольнению за совершение коррупционного правонарушения.
Распространенным нарушением является оказание неправомерного предпочтения физическим и юридическим лицам при принятии решения.
Прокуратурой области проведена проверка в деятельности ДГСЭН по Акмолинской области, в ходе которой выявлен факт совершения правонарушения, создающего условия для коррупции, заместителем начальника Департамента Базарбаевым К.К. и заместителем начальника Управления ГСЭН по г.Кокшетау Джармухановым А.
Установлено, что в июле 2012 года Базарбаевым К.К. незаконно выдана лицензия ИП "Абдекарим О.О." на производство, переработку и реализацию средств и препаратов дезинфекции, тогда как склад ИП "Абдекарим О.О." не соответствует санитарным нормам и правилам.
Джармуханов А.А., зная о несоответствии склада санитарным нормам и правилам, выдал подчиненному сотруднику Беляловой А.Э. незаконное поручение об изготовлении положительного акта обследования.
В дальнейшем вышеуказанный склад был арендован ТОО "Хадар-Сервис", которым подано заявление в Департамент о выдаче аналогичной лицензии. По результатам рассмотрения заявления ТОО "Хадар-Сервис" 08.11.12г. Базарбаевым К.К. отказано в выдачи лицензии, ввиду несоответствия склада санитарным нормам и правилам.
Постановлением прокуратуры области в отношении Базарбаева К.К. возбуждено дисциплинарное производство по факту незаконного оказания предпочтения ИП "Абдекарим О.О." при принятии решения о выдаче ему лицензии, а также оказания содействия в предпринимательской деятельности (пп.4,5 п.1 ст. 12 Закона).
Приказом председателя Комитета ГСЭН МЗ РК – главного санитарного врача Республики Казахстан Ж. Бекшина Базарбаев К.К. уволен с занимаемой должности.
За совершение коррупционного правонарушения уволен и заместитель начальника Управления ГСЭН по г.Кокшетау Джармуханов А.А.
Прокуратурами Жаксынского, Ерейментауского и Зерендинского районов проведены результативные проверки применения законодательства о государственном контроле и надзоре в деятельности районных УГСЭН.
В ходе проверок выявлены неоднократные нарушения порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, создающие условия для коррупции.
По представлению прокурора Жаксынского района, приказом руководителя Департамента ГСЭН МЗ РК по Акмолинской области от 11.06.13г. начальник УГСЭН Жаксынского района Шайбек А.Ж. привлечен к дисциплинарной ответственности по пп.10 п.1 ст.12 Закона в виде понижения в должности (на должность главного специалиста УГСЭН района).
Аналогичные нарушения были выявлены в деятельности и.о. заместителя начальника УГСЭН Зерендинского района Бугубаевой С.Х., начальника УГСЭН Ерейментауского района Жуматаева С.А. и ряда специалистов УГСЭН Ерейментауского района.
В городе Кокшетау сотрудница УГСЭН Утеубаева Б.Н. при проведении обследования торгового павильона необоснованно требовала от предпринимателя документы, предоставление которых не предусмотрено действующим законодательством.
Права предпринимателя были защищены только после обращения в органы прокуратуры.
Все вышеуказанные сотрудники органов санитарно-эпидемиологической службы привлечены к ответственности по коррупции.
Органами прокуратуры области проведены результативные проверки эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы "Занятость 2020".
Прокуратурами Аккольского, Ерейментауского и Сандыктауского районов установлены факты несвоевременного перечисления денежных средств на лицевые счета участников социальных рабочих мест, истребования документов у участников Программы, не предусмотренных законодательством, и наоборот, социальные контракты об оказании государственной поддержки заключались при представлении гражданами неполного пакета документов.
В Сандыктауском районе должностными лицами центра занятости направлены на социальные рабочие места лица, не относящиеся к категории безработных и не имеющих право на трудоустройство. Выявлены нарушения при направлении на созданные работодателями социальные рабочие места на условиях субсидирования государством заработной платы.
По актам прокурорского реагирования привлечены к дисциплинарной ответственности директора центра занятости Аккольского, Ерейментауского, Сандыктауского районов Ташенова Б.Х., Тугельбаев Ж. и Карпов Е.Г.
Прокуратурами Аккольского и Ерейментауского районов проведены результативные проверки применения жилищного законодательства, в ходе которых выявлены факты незаконной постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилья из государственного жилищного фонда, истребования у заявителей документов, непредусмотренных законодательством, предоставления жилья с нарушением очередности, нарушения порядка и сроков рассмотрения обращений физических лиц о постановке на учет.
По представлениям прокуратуры руководитель отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Аккольского района Ворсин М.Ю., а также руководитель отдела жилищной инспекции Ерейментауского района" Воробьева И.Б. привлечены к дисциплинарной ответственности по коррупции в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Прокуратурой Жаркаинского района проведена проверка применения законодательства о приватизации и о государственном имуществе, в ходе которой в деятельности отдела образования района выявлены факты занижения площади объектов, предоставляемых в аренду индивидуальным предпринимателям (школьные столовые), повлекшее занижение сумм арендной платы. Всего в ходе проверки выявлено причинение ущерба государству на общую сумму 69 918,78 тенге.
По представлению прокурора Жаркаинского района начальник отдела образования Жаркаинского района Бирназаров Н.Ж. привлечен к дисциплинарной ответственности, ущерб государству возмещен в полном объеме.
Прокуратурами Шортандинского, Буландынского и Егиндыкольского районов проведены проверки применения законодательства о ветеринарии в части осуществления государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора при производстве, хранении и реализации перемещаемых (перевозимых) объектов в деятельности районных отделов ветеринарии и должностных лиц акиматов сельских округов.
В ходе проверки установлены факты убоя скота для последующей реализации не на убойных площадках, а на частных подворьях, что является нарушением законодательства в области ветеринарии. Более того, ветеринарными врачами района выдавались справки о том, что убой скота производился на убойных площадках. На основании данных справок производилась реализация мяса на объектах внутренней торговли.
Всего в ходе проверки выявлено порядка 1500 фактов выдачи незаконных справок ветинспекторами.
По представлениям прокуроров указанных районов 8 специалистов – ветинспекторов и 1 аким сельского округа привлечены к дисциплинарной ответственности по пп.10 п.1 ст.12 Закона в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Прокуратурой области проведены результативные проверки применения земельного законодательства в пригородной зоне г.Астана и на территории г.Кокшетау, в ходе которых выявлены многочисленные нарушения порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Акимы сельских округов, не соблюдая процедуру предоставления прав на земельный участок, предусматривающую обязательное проведение конкурса, принимали незаконные решения о предоставлении земельных участков. Имеют место факты незаконного предоставления неосвоенных земельных участков, с нарушением очередности.
По представлениям прокуратуры заместитель акима г.Кокшетау Жылкыбаев К.К. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде понижения в должности. Акимы Булаксайского аульного округа, аульного округа Жибек Жолы Аршалынского района, аульного округа Бозайгыр Шортандинского района привлечены к дисциплинарной ответственности коррупционного характера в виде увольнения и предупреждения о неполном служебном соответствии.
Неблагополучная обстановка в сфере земельных отношений сложилась и в Бурабайском районе.
Прокуратурой Бурабайского района выявлено 214 заявлений физических и юридических лиц о предоставлении им прав землепользования на земельные участки (обратившихся в акиматы города Щучинск, сел и сельских округов Бурабайского района), которые не рассмотрены с 2012 года, и по ним решения не приняты до настоящего времени.
Указанные 214 заявлений переданы в ГКП на ПХВ "ЩБКЗ сервис" для изготовления и получения заявителями акта выбора и предварительного согласования земельного участка. Тогда как указанные виды работ осуществляются уполномоченными государственными органами (отдел земельных отношений, при испрашивании земельного участка для строительства – отдел архитектуры и градостроительства). В итоге заявления вовсе остались без рассмотрения.
По выявленным нарушениям прокуратурой Бурабайского района в адрес акима района внесено представление об устранении нарушений законности с постановкой вопроса о привлечении начальника отдела земельных отношений Бурабайского района Наурызбекова М.С. к дисциплинарной ответственности коррупционного характера.
По представлению прокурора на Наурзбекова М.С. наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
В дальнейшем, также по представлению прокурора района, Наурызбеков М.С. уволен с занимаемой должности за провал в работе отдела земельных отношений.
Вместе с тем увольнение Наурызбекова М.С. не стало для местных исполнительных органов сигналом для устранения имеющихся нарушений. И по акту прокурорского реагирования уже и.о. начальника отдела земельных отношений Мукашева Т.К. привлечена по коррупции к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Мукашева Т.К. необоснованно отказала заявителю Якушевскому В.Ф. в рассмотрении его заявления, "отфутболив" в акимат сельского округа, тогда как земельный участок Якушевского В.Ф. расположен на землях г.Щучинск.
При этом Бурабайское районное отделение Акмолинского филиала РГП "НПЦзем" расположено в соседнем кабинете с отделом земельных отношений, что свидетельствуют об отсутствии сложности в получении необходимых сведений.
Работа по реализации поставленных задач в данном направлении продолжается.
В заключение считаю необходимым отметить, что работа по противодействию и борьбе с коррупцией должна проводиться всеми без исключения государственными органами, а не только правоохранительными.
Самый главный компонент противодействия коррупции – это участие граждан.
В этой связи, малейшее нарушение законности со стороны госорганов вызывает у людей негативное отношение к органам власти, порождает недоверие и сводит на нет всю проводимую работу.

Источник

Теги: коррупция, Казахстан, закон, казнокрадство